Новая жизнь грейферного погрузчика-экскаватора ПЭ-Ф-1БМ

История этого изделия достаточно уникальна. Это одно из самых долгоживущих изделий машиностроения на всей территории бывшего СССР. Пожалуй, наиболее близкой к нему по этому параметру является легендарная ракета-носитель «Союз». Оба этих изделия появились в 60-х годах прошлого века и на протяжении всей своей производственной и эксплуатационной жизни непрерывно находились в состоянии постоянного улучшения, развития и совершенствования. Благодаря этому и погрузчик ПЭ-Ф-1БМ, и ракета-носитель «Союз» подошли к настоящему времени не дряхлыми стариками, как можно было бы предположить, а полными сил и энергии современными изделиями очень нужными людям, уверенно стремящимися вперёд к совершенству.

История погрузчика ПЭ-Ф-1БМ началась в городе Коломыя, Украина. В середине 60-х годов в ГСКБ завода «Коломыясельмаш» был разработан и запущен в серийное производство гидравлический погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 грузоподъёмностью 0,8 тонны монтируемый на трактор ЮМЗ-6, оснащённый грейфером для погрузки сыпучих материалов и экскаваторной лопатой для рытья траншей. В 1966 году на международной выставке сельскохозяйственных машин в Москве ПЭ-0,8 был признан лучшей машиной этого класса, оставив позади известные фирмы Италии, Германии, Канады и США.

В связи с огромной потребностью сельского хозяйства СССР в погрузчиках-экскаваторах в 1970 году по указанию Правительства СССР межведомственной комиссией Госкомсельхозтехники СССР, Минобщемаша СССР и Минживмаша СССР было принято решение о запуске в производство на Юргинском машиностроительном заводе в городе Юрга Кемеровской области погрузчика ПЭ-0,8 по конструкторской документации передаваемой с завода «Коломыеясельмаш».

Производство ПЭ-0,8 было развёрнуто на Юргинском машзаводе в самые сжатые сроки благодаря широкой производственной кооперации – производство узлов погрузчика было организовано на 8 заводах Минобщемаша СССР. И тут снова невольно возникает ассоциация с ракетой «Союз». Дело в том, что узлы и погрузчика ПЭ-0,8, и ракеты «Союз» производились на одних и тех же заводах Министерства общего машиностроения СССР, а правильнее его было бы назвать Министерством ракетно-космической промышленности СССР.

В 1972 году в производство и на заводе «Коломыясельмаш», и на Юргинском машзаводе был запущен модернизированный погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8Б.

В 1982 – 1984 годах в ГСКБ завода «Коломыеясельмаш» и в ОКБ ПО «Юргинский машиностроительный завод» на конкурсной основе была разработана конструкторская документация и изготовлены опытные образцы погрузчиков, предназначенных для замены на конвейерах погрузчика ПЭ-0,8Б. По техническому заданию заказчика (Госкомсельхозтехника СССР) новый погрузчик должен был иметь увеличенную до 1 тонны грузоподъёмность и производительность 120 тонн в час. В 1984 году на сравнительных государственных испытаниях погрузчиков ПЭ-0,8В (завод «Коломыясельмаш») и ПЭ-Ф-1А (ПО «Юргинский машзавод») проведённых на двух машиноиспытательных станциях Госкомсельхозтехники СССР бесспорное превосходство показал погрузчик ПЭ-Ф-1А. По решению межведомственной комиссии теперь уже ОКБ ПО «Юргинский машзавод» передало на завод «Коломыясельмаш» документацию для одновременного запуска на двух заводах в крупносерийное производство погрузчика-экскаватора ПЭ-Ф-1А.

К началу 90-х годов объём производства погрузчиков ПЭ-Ф-1А на двух заводах составлял 25000 штук в год, по 12500 штук на каждом заводе, из которых 4000 погрузчиков в год составляли экспортные поставки.

В дальнейшем каждый из двух заводов модернизировал выпускаемые им погрузчики в соответствии со своими технологиями, по этой причине постепенно погрузчики ПЭ-Ф-1А каждого из заводов стали несколько отличаться конструктивно, в связи с этим погрузчики производства ПО «Юргинский машзавод» получили обозначения ПЭ-Ф-1Б, ПЭ-Ф-1БМ, ПЭ1М а погрузчики производства завода «Коломыясельмаш» получили обозначение ПГБ-1А.

В декабре 1991 года распался СССР, вследствие чего начали разрушаться производственные связи предприятий России и Украины. Дополнительное разрушающее воздействие на промышленное производство оказали безумные экономические реформы 90-х годов. В результате объёмы производства погрузчиков как в России, так и на Украине стали резко сокращаться, снизившись к концу 90-х годов до нескольких сотен штук в год. В связи с тем, что производство погрузчиков резко сократилось, а реальная потребность сельского хозяйства в этих машинах снизилась не настолько сильно, на рынок хлынули мутные потоки контрафактных, «самопальных» погрузчиков под обозначением ПЭ-Ф-1БМ. Только в городе Юрга возникли 5 горе-производителей, которые ни в малейшей степени, не заботясь о качестве машины кустарно «лепили» в своих «гаражных заводах» нечто внешне похожее на ПЭ-Ф-1БМ из того, что подвернулось под руку и валялось «под забором». А всего в России в этот период «ваяли» погрузчики ПЭ-Ф-1БМ 12 кустарных контор «Рога и копыта».

Для репутации погрузчика ПЭ-Ф-1БМ это стало настоящим бедствием. Потребители, которые в течение многих лет ранее с успехом эксплуатировали эти погрузчики, были совершенно дезориентированы. Почему вдруг хорошо знакомые долговечные, надёжные машины превратились в такой хлам? Не находя ответа на этот простой вопрос многие из них стали отворачиваться от погрузчиков ПЭ-Ф-1БМ.

Вероятнее всего, постепенно производство качественных грейферных погрузчиков ПЭ-Ф-1БМ и ПГБ-1А прекратилось бы совсем., как это произошло с тысячами изделий машиностроения в России.

Предотвратило такое развитие событий появление в 1998 году на рынке погрузчиков России предприятия ООО «Техцентр НД». Люди, которые создали это предприятие, являлись высоко квалифицированными инженерами-испытателями Центральной машиноиспытательной станции Госкомсельхозтехники СССР, обладали к этому времени колоссальным опытом всесторонних испытаний различных сельскохозяйственных машин, особенно, погрузчиков-экскаваторов ПЭ-0,8Б, ПЭ-Ф-1А. Для них было очевидно, что, несмотря на все трудности, потребность сельского хозяйства в погрузчиках-экскаваторах по-прежнему велика. Именно поэтому ООО «Техцентр НД» весьма энергично приступило к организации продвижения продукции заводов-изготовителей к непосредственным потребителям эксплуатирующим погрузчики-экскаваторы, проявляя нестандартные подходы к решению задачи, а, самое главное, делая это с огромным энтузиазмом и желанием развивать этот сектор получая при этом и моральное и материальное удовлетворение от своего очень непростого и нелёгкого труда.

Такие усилия не могли не дать положительных результатов, и такие результаты появились – в начале двухтысячных годов объёмы продаж погрузчиков-экскаваторов стабилизировались на приемлемом для заводов-изготовителей уровне, что дало им возможность выжить.

К сожалению, кризис 2008 года и последовавшая за ним стагнация в машиностроении Росси, продолжающаяся, по сути дела, до сих пор, в очередной раз ударили по крупным заводам. В течение многих лет из-за бедственного финансового положения они не имели возможности проводить необходимую модернизацию погрузчиков. Эту роль пришлось взять на себя ООО «Техцентр НД», которое в разное время являлось Генеральным дилером и того и другого заводов, в отдельные периоды обеспечивая продажи до 70% произведённых заводами погрузчиков. Одновременно ООО «Техцентр НД» активно развивало и свои собственные производственные возможности, совершенствуя конструкцию погрузчиков-экскаваторов, дорабатывая и доводя до нужного уровня качества погрузчики, получаемые от завода-изготовителя, предлагая потребителям недорогие, надёжные, неприхотливые в эксплуатации погрузчики очень эффективные с точки зрения коммерческой отдачи для эксплуатирующих предприятий. Тем самым ООО «Техцентр НД» упорно и последовательно поднимало в глазах потребителей репутацию погрузчиков ПЭ-Ф-1БМ.

Как пример можно привести ряд усовершенствований конструкции и новых узлов для погрузчика ПЭ-Ф-1БМ, которые существенно улучшают потребительские свойства этих машин, спроектированных и внедрённых в производство конструкторами и производственным персоналом ООО «Техцентр НД» только за последние 2 - 3 года:

- в гидросистему внедрён полнопоточный фильтр тонкой очистки масла (до 10 мкм). Это резко, в 2-3 раза, снизило износ основных гидроузлов – насосов, распределителей, гидроцилиндров, что, соответственно, заметно увеличило надёжность работы погрузчиков и снизило затраты на запчасти;

- внедрён автоматический регулятор скорости опускания стрелы в зависимости от веса поднятого груза, позволяющий увеличивать скорость опускания стрелы с пустым или частично заполненным грейфером, что увеличивает скорость и производительность работы погрузчика, но при этом замедлять скорость опускания стрелы с большим грузом в грейфере, что защищает металлоконструкции погрузчика от перегрузки и повреждений;

- внедрён вариант привода гидросистемы погрузчика, при котором взамен 2-х насосов НШ32 работающих через редуктор от ВОМ трактора устанавливается 1 насос НШ100 с прямым приводом без редуктора. Это увеличивает производительность, упрощает конструкцию, увеличивает надёжность, снижает количество изнашивающихся довольно дорого стоящих запасных частей, что приводит к снижению эксплуатационных затрат;

- внедрён вариант насосной установки, позволяющий повысить производительность погрузчика на 15 – 20 % с одновременным снижением расхода топлива;

- внедрён вариант комплектования погрузчиков гидрозамками и гасителями импортного производства (Италия), что увеличивает плавность и точность работы гидросистемы погрузчика;

- внедрён вариант с гидравлическим баком увеличенной ёмкости, это позволило улучшить условия охлаждения масла, снизить среднюю рабочую температуру масла, что замедляет процесс старения масла и, соответственно, снижает интенсивность износа основных гидроузлов - насосов, распределителей, гидроцилиндров;

- внедрён вариант комплектования погрузчиков системой управления с тросовыми джойстиками взамен рычагов. Это очень существенно снизило трудоёмкость навески погрузчика на трактор (не требуется вырезать окно в задней стенке кабины трактора для рычагов распределителей), при этом внешний вид кабины трактора сохраняется без повреждений, улучшается эргономика рабочих условий для оператора, так как в 2 раза уменьшаются необходимые усилия рук для управления погрузчиком, работа оператора становится более комфортной;

- внедрена усиленная колонна, это позволило снизить напряжения, возникающие в колонне при эксплуатации на предельных нагрузках, и тем самым увеличило ресурс колонны по параметру усталостной прочности, что в конечном итоге позволяет потребителю снизить затраты на запасные части.

Кроме того, покупатель может выбрать комплектацию погрузчика как с простой цельносварной надставкой стрелы, так и комплектацию с телескопической надставкой стрелы с гидроприводом. Телескопическая надставка стрелы позволяет плавно регулировать максимальный вылет стрелы от 3,9 метра до 4,9 метра, что существенно расширяет эксплуатационные возможности погрузчика и увеличивает его производительность.

Кроме стандартных когтей для силоса покупателю предлагаются усиленные когти «Орлиный коготь», которые благодаря своей конструкции имеют меньшее сопротивление внедрения в погружаемый материал, при этом обладают повышенной прочностью на изгиб.

Дополнительным фактором, позволяющим поддерживать на высоком уровне качество погрузчиков ООО «Техцентр НД», является то, что для своих погрузчиков ООО «Техцентр НД» очень широко применяет надёжные, высококачественные, имеющие высокие технические характеристики покупные комплектующие изделия производства Республики Беларусь, в частности производства компании ОАО «АМКОДОР», ОАО «САЛЕО-Гомель» (Гомельский завод «Гидропривод») и многих других.

Перед отгрузкой потребителю все погрузчики ООО «Техцентр НД» проходят стопроцентный контроль, обкатку и регулировку всех гидроузлов, что позволяет избавить потребителя от проблем при запуске погрузчика в эксплуатацию.

В заключении следует отметить, что коллектив ООО «Техцентр НД» не намерен останавливаться ни на минуту, планирует непрерывно с нарастающей интенсивностью совершенствовать свою продукцию, расширять технологические возможности собственного производства, развивать новые формы взаимодействия с потребителями, готовится предложить покупателям совершенно новую модель погрузчика, по всем параметрам соответствующую требованиям 21-го века.

Таким образом, старый добрый, надёжный друг погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 - ПЭ-0,8Б – ПЭ-Ф-1А – ПЭ-Ф-1БМ - … и так далее …, вместе с нами вступает в новый этап своей жизни, вступает в новую жизнь … .

Ведущий конструктор ОКБ ООО «Юргинский машзавод» (с 1982 г. по 2018 г.)

- руководитель проектов ПЭ-Ф-1А, ПЭ-Ф-1Б, ПЭ-Ф-1БМ, ПЭ1М Шипенков В.П.